Краска чувствует всё!

В Школе искусств для пожилых г.Новочеркасска осваивают батик.

 «Вы должны стараться чувствовать краску, ощущать, как она течёт, точно так же как краска чувствует всё, - и ваше состояние, и ваше настроение», - рассказывала о необычных свойствах красок Наталья Гудева, в то время как её кисть лихо заполняла поверхность ткани разноцветными пятнами, образовывающими цветочную композицию.

На зыбкой границе смены времён года, в то время когда летние краски начинают приобретать тёплые оттенки осени, в Школе искусств для пожилых г. Новочеркасска состоялось два необычных мастер-класса по батику. Первый ещё летний прошёл в конце августа. Он был посвящён «холодному» батику, а второй - осенний – в начале сентября – «свободному».

Узнав о теме занятий, корреспондент радио «Серебряный дождь» Юля Квашук, удивлённо поинтересовалась: «А почему батик? Что нельзя просто продолжить изучать живопись акварелью?». Координатор проекта «Золотой возраст – время жить творчески!» Тамара Ермолаева ответила так: «Мы хотим объять необъятное - дать начинающим художникам возможность попробовать себя в самых разных изобразительных техниках». А помогают нам в этом волонтёры. Так грантовая поддержка проекта «Золотой возраст – время жить творчески!» Автономной некоммерческой организации «Женская палитра» германским Фондом «Память, ответственность и будущее» в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации Федеральным государственным учреждением «Фонд взаимопонимания и примирения», позволила одним участникам проекта реализовать давнюю мечту учиться изобразительному творчеству, а другим – учить. Благодаря проекту учителя и ученики обрели друг друга, поэтому среди ведущих мастер-классов у нас много волонтёров.

Обучать пожилых людей-учеников Школы искусств батику, и тем самым помочь исполнителям проекта объять необъятное, выразила желание студентка 3-го курса специальности «дизайн» Южно-Российского государственного технического университета Наталья Гудева. Так же как и наши ученики, она начала изучать древнюю технику росписи по ткани с «холодного» батика. Сначала делала списки с японских гравюр, и потом постепенно перешла к авторским работам в технике свободной росписи. Наталья постаралась пройти с пожилыми учениками весь путь создания работы, начиная с азов. Она одновременно рассказывала и показывала всю последовательность ведения работы, а присутствующие старательно повторяли за ней каждое действие. Так вместе они натянули ткань на подрамники, узнав при этом, что лучшими свойствами для батика обладает шёлк и атлас. Затем каждый выполнил свой рисунок карандашом, и, подложив его под полупрозрачную ткань, обвёл резервом (специальным химическим составом). Таким образом, образовался чётко зафиксированный контур всех элементов рисунка, не позволяющий краске перетекать и смешиваться. Работы, выполненные в технике «холодного» батика декоративностью ярко выраженных плоскостей напоминают мозаику. Сравнивая между собой технику «холодного» и «свободного» батика, Наталья отметила, что «холодный» батик более запрограммирован. Это с одной стороны - позволяет всё заранее продумать, и избежать неожиданных ошибок, а с другой - делает процесс росписи более предсказуемым, не допуская неожиданных творческих находок.

Тема следующего осеннего мастер-класса по батику «Свободная роспись» говорит сама за себя. Эта техника позволила нашим ученикам раскрепоститься, и, следуя примеру не только начинающего дизайнера, но как оказалось и педагога, выплеснуть на ткань свои чувства.

«На работу нужно настроиться», - наставляла Наталья своих учеников, - «рисовать нужно только с хорошим настроением, потому что краска чувствует всё, и если у вас плохое настроение, то работа просто “не пойдёт”, краска не будет ложиться так как бы того хотелось». Присутствующие не только внимательно слушали, но и как заворожённые следили за каждым движением кисти педагога. Свою технику письма она назвала «метод наляпывания». Такое определение творческой манеры оказалось не только занятным, но также близким и понятным, как и само объяснение: «Чем качественнее вы ляпнете, тем интереснее будет работа в конце». В тоже время, это «заляпывание» ткани не носит хаотичный характер. Сначала крупными мазками наносится основное композиционное расположение изображаемых объектов, а затем переходят к проработке деталей. И если в «холодном» батике любой затёк мог не поправимо испортить работу, то при свободной росписи случайных клякс можно не бояться. «Если мы поставили кляксу, то не нужно переживать», - предупреждала Наташа, - «она может превратиться в центр цветка». И правда на её рисунке клякса тут же превращалась в чудесный цветок! А для того, чтобы этот цветок никуда не исчез, слившись с другими расплывающимися мазками, его тут же зафиксировали, подсушив горячим феном. Когда работа на 60% закрашена, то можно переходить работе над фоном. Особенность состоит в том, что если цветы или другие объекты на рисунке светлые, то фон должен быть контрастным – тёмным. Объяснение технической стороны вопроса сочеталось у Натальи с раскрытием сакрального смысла творчества: «Мы стараемся передать свои лучшие чувства, потому что то, что вложено в работу, будет чувствовать другой человек». И если поэт «чувства добрые» пробуждал лирой, то мы будем делать это кистью и краской, которая всё чувствует и всё передаёт. И воодушевлённые молодым и задорным педагогом участники мастер-класса трудились над своими работами, наляпывая краски и превращая их в диковинные цветы и растения. Краска причудливо разливалась, смешивалась и расплывалась под их кистями, чувствуя всеобщую радость творчества и вдохновенья.

Наталья Ермак, руководитель проекта «Золотой возраст – время жить творчески!»

27 августа -1 сентября 2010 г.

Краска чувствует всё!

Остальные фотографии на Я.Фотках
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz